ЛУЧШИЕ ЗВОНЫ | ПроКолокола

ЛУЧШИЕ ЗВОНЫ

Для профессионального Электронного звонаря мы отобрали самые лучшие образцы колокольных звонов России. Мы понимали, что у каждого звона должна быть своя индивидуальность (ритмическая и мелодическая), отличающая его от других колокольных звонов, чтобы прихожане могли без труда отличить один звон от другого. При этом звоны должны одинаково красиво слушаться как на наборе из 13 колоколов, так и на наборе из 6 колоколов. Нами было прослушано более 100 оригинальных колокольных звонов. Из них мы отобрали лучшие образцы  самые яркие и запоминающиеся.

Первый праздничный звон в Электронном звонаре – это знаменитый праздничный звон игумена Михея из Троице-Сергиевой лавры. Яркий оригинальный синкопированный ритм в сочетании с всевозможными «переливами» зазвонных колоколов создает поистине праздничное настроение, восторг и удивление, что всего один звонарь способен исполнить такую красоту!

 

Повторяющаяся мелодия четвертными нотами на средних колоколах и две шестнадцатые ноты на слабую долю у зазвонных – уникальная традиция Псково-Печерского монастыря. Этот звон сложно перепутать с другими колокольными звонами. В Электронном звонаре он под номером 4 (второй воскресный звон).

 

Звонница в Ростовском кремле знаменита своими уникальными большими колоколами – Сысой (32 тонны), Полиелейный (16 тонн), Лебедь (8 тонн), Голодарь (2,7 тонны), Баран (1,3 тонны) и другими. В эти колокола звонят в основном ансамблем из 3-4 человек. В Электронном звонаре первый будничный звон состоит из 4-х ростовских звонов: Ионинский, Акимовский, Егорьевский и Ионафановский. Они отличаются от других звонов своими мощными аккордами и минимальным разнообразием в плане ритма и мелодии. На Ростовской звоннице эти звоны слушаются, как праздничные, потому что в каждом звучащем аккорде заключена огромная палитра звуков, которые создают удивительное неповторимое звучание, которое можно бесконечно слушать, и оно не надоедает. Но при переложении на небольшие наборы колоколов эта атмосфера пропадает, и звон слушается уже не как праздничный, а скорее как будничный. Это происходит из-за того, что в основе звона использованы самые простые мелодические и ритмические обороты. И если на Ростовской звоннице в аккорде Егорьевского звона одновременно звучат 11 колоколов, то в переложении для набора из 7 колоколов аккорды состоят из четырех звуков и поэтому звон уже не слушается, как праздничный.

 

Пятый воскресный звон в профессиональной системе Электронный звонарь основан на звоне «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве. Оригинальный звон исполняется на знаменитом наборе из 14 старинных колоколов. На средних колоколах звучит молитва «Кресту Твоему». Особенно сложно делать переложение для набора из 6 колоколов, но, тем не менее, мелодия молитвы прослушивается. Да, очень многое зависит от набора колоколов, на котором будет исполняться этот звон, но не менее важно правильно выполнить адаптацию звона, чтобы на Ваших колоколах эта мелодия тоже была узнаваема.

 

Когда в колокольном звоне слышится повторяющийся более трех раз подряд звук одного колокола, то сразу вспоминается знаменитый звон Новодевичьего монастыря в Москве. Уникальность этого звона состоит в том, что звонарь может использовать один колокол даже более 20 раз подряд, при этом звон слушается красиво и не возникает ощущения, что он стоит на месте. Очень многие звонари, особенно в московском регионе, любят использовать этот прием в своих звонах. В профессиональной системе Электронный звонарь эта традиция используется в третьем будничном звоне.